Виды снегоуборочной коммунальной техники
Климатические особенности нашей страны таковы, что период, когда коммунальная техника задействована на снегоуборочных работах ежегодно составляет от 3 до 5 месяцев. Учитывая то, что и в остальное время года улицы городов нужно поддерживать в чистоте, логично использовать многофункциональные машины со сменным оборудованием. Целесообразность такого подхода заключается в том, что он даёт определённую экономическую выгоду. Однако у него есть и другая сторона.
Неспециализированная коммунальная техника, даже оборудованная снегоуборочными приспособлениями, не в состоянии полностью справиться с этой задачей. Обычные грузовики «ГАЗ» и «ЗИЛ» или тракторы типа «Беларус» с плужным и щёточным оборудованием способны только сдвинуть снег к обочине. При этом скрадывается ширина проезжей части, так как её занимают снежные сугробы. Поэтому чтобы качественно очищать дорожное полотно, необходимы специальные виды коммунальной снегоуборочной техники.
Роторно-плужные снегоуборщики
Данный тип уборочной техники имеет несложную конструкцию. Рабочий механизм представляет собой плуг с двумя установленными на нём роторами. Они расположены соосно так, чтобы лопасти были направлены в противоположные стороны. Реже встречается вариант с одним ротором. Такой механизм имеет меньшие габариты и используется для уборки свежего снега с пешеходных тротуаров.
Стоит отметить, что роторно-плужные машины малоэффективны при очистке улиц от плотного снега. Поэтому крупногабаритная коммунальная техника с таким оборудованием редко используется в городах. Более широкое применение она находит при очистке железнодорожных путей от снежных заносов.
Фрезерно-плужная техника
Подобная конструкция была разработана для уборки плотного слежавшегося снега с городских улиц. Схема подобна плужно-роторному механизму, только вместо ротора на плуг устанавливалась фреза. По задумке разработчиков, при вращении фреза должна измельчать плотную снежную массу и подавать её в раструб на плуге.
Практика показала, что слабых мест в этой конструкции больше, чем достоинств. К основным недостаткам можно отнести высокий уровень потребляемой мощности, большой расход топлива и быстрый износ подшипников фрезерного механизма.
В наше время такие агрегаты модифицировали с целью повышения их эксплуатационных качеств. Разные компоновочные схемы дают возможность ставить данные механизмы на различную коммунальную технику. Так, например, существуют конструкции, где фрезерный агрегат смонтирован на передней части шасси транспортного средства. Ось фрезы при этом расположена вдоль направления движения. Другая схема предлагает установку исключительно на трактораы, когда фрезерный механизм установлен на валу отбора мощности сзади. Такая компоновка делает работу в городе более безопасной, потому что рабочее оборудование не закрывает обзор водителю. Техника данного типа используется для уборки снега толщиной не более 35 см.
Фрезерно-роторные механизмы
Коммунальная техника, оснащённая подобными агрегатами, применяется для очистки улиц от плотного снега и снежных валов, сформированных другими снегоуборщиками. Снег грузится в кузов сопровождающего автомобиля или отбрасывается в сторону, если позволяют дорожные условия. Подобное оборудование монтируют на тракторном или грузовом шасси. Конструкции небольших габаритов устанавливают также на полноразмерные и мини-погрузчики.
Принцип работы таких машин довольно прост. Торцовая фреза измельчает обледенелый снег, получившаяся рассыпчатая масса подаётся на ротор и отбрасывается в сторону на расстояние до 20 м. Существуют такие модели, когда фреза смонтирована внутри корпуса, имеющего форму плуга.
Производительность снегоуборщиков данного типа очень высока. За довольно короткий срок такая техника справляется со слежавшимися сугробами высотой до 3 м.
Шнекороторные снегоуборщики
Так же как и механизмы предыдущего типа, шнекороторные уборщики очищают улицы путём отбрасывания снега или транспортировки в машину сопровождения по специальному желобу. Также есть конструкции, укомплектованные скоростным плугом, что расширяет функционал машины.
Шнекороторные снегоуборочные машины создаются на базе автомобильного и тракторного шасси. В наше время чаще других используют платформу полноприводных грузовых автомобилей «КАМАЗ» и «Урал», реже – «ЗИЛ». При этом собственный двигатель автомобиля демонтируют. Спереди устанавливают рабочее оборудование, а за кабиной – силовой агрегат. Он приводит в движение как ходовую часть, так и снегоуборочные механизмы. Чтобы компенсировать скорость вращения коленчатого вала двигателя, шнекороторное оборудование присоединяется через редуктор.
Для муниципальных служб наиболее предпочтительным вариантом представляется наличие коммунальной техники, оснащённой сменным шнекороторным снегоуборочным механизмом. Рабочий агрегат, установленный на колёсном или гусеничном шасси, можно заменить и использовать машину на других работах. Например, для погрузки сыпучих материалов, таких как песок или зерно.
Снегопогрузчики
Зачастую отбрасывание снега с городских дорог невозможно осуществить ввиду наличия тротуаров. Поэтому чтобы убрать снег, собранный вдоль дороги, необходимы специальные снегопогрузчики, которые могли бы транспортировать снежную массу в кузов сопровождающего грузовика. Разработки этих машин начались ещё в 20-х годах, а к 50-ым они стали применяться массово. Но если раньше их собирали на шасси серийных грузовых автомобилей, то сейчас разработаны специализированные снегопогрузчики лапового типа на собственной платформе.
Принцип работы таков, что широкая скребковая лопата захватывает снег и подаёт его на транспортёр цепного или ленточного типа. На нём расположены специальные зацепы для удержания снега. С ленты транспортёра снежная масса подаётся в кузов грузовика, едущего следом за погрузчиком. Высокая производительность машины позволяет за одну смену убирать до 1500 тонн снега.